Вложил душу в свои картины

В галерее народного творчества Бижбулякского Дворца культуры прошла выставка картин самодеятельного художника Виктора Васильева из с. Кистенли-Богданово

Приятно констатировать тот факт, как с завидным постоянством и кропотливым трудом, ежемесячно меняются и оригинально оформляются разнообразные по тематике и разножанровые по стилю исполнения выставки Галереи народного творчества, действующей  при Бижбулякском Дворце культуры. Это происходит во многом благодаря тонкому эстетическому вкусу, постоянной систематизации и неустанному поиску новых работ самодеятельных авторов в лице  руководителя  галереи Риммы Геннадьевны Андреевой. Вот буквально на днях в галерее была открыта еще одна новая выставка, состоящая из более двадцати живописных полотен, выполненных кистью и маслом очень талантливою рукою самодеятельного художника Виктора Васильева из с. Кистенли-Богданово.

— Одиннадцать лет назад, как раз на День Победы, перестало биться сердце моего брата Виктора, который был на три года моложе, но в сто крат умнее и талантливее меня, — с огромной горечью и сожалением в голосе начинает рассказывать о родном и близком человеке 60-летний Петр Геннадиевич, проживающий в родном селе с любимой матерью. — Он с самого рождения был одарен от Бога множеством способностей и талантов. Не зря говорят, что одаренный человек талантлив во всем. Еще в детстве наш Витюк любил срисовывать картинки из различных журналов. Его в школе все называли художником. Никогда не расставался с карандашом и блокнотом. В те далекие года по оврагам  валялось много бесхозного металлолома. Братишка любил возиться с железом, приволакивая его для своих будущих конструкций и механизмов. Он сумел даже собрать из этого металлолома самодельный трактор, который мог пахать огород и имел прицепную тележку для перевозки сена и различных грузов. Умел брат лихо строчить и на швейной машинке брюки, рубашки, спецодежду многим местным швеям на зависть. Даже обучал этому искусству нашу младшую сестренку Татьяну. Всегда помогал матери готовить соленья и варенья на зиму. Но все равно железо было его основной стихией. В руках мастера твердый металл становился, как пластилин, послушным и мягким, потому что он был отличным газоэлектросварщиком. Виктор был по гороскопу Козерог, немногословен и поэтому  свои переживания, душевные муки творчества скрывал от посторонних глаз через постоянную занятость. Уходил в работу с головой. Таким образом, и появлялись его творения.

Невысокого роста и крепкого телосложения рассказчик с охотой и искренне делится автобиографией своего младшего брата. Профессию  сварщика Виктор получил сразу же после окончания 8 классов местной средней школы, обучаясь в СПТУ №61 г.Белебей. В ноябре 1979 года его призывают в армию. Именно в армии старший сержант Васильев окунается в оформительско – художественную деятельность. Его талант к изобразительному искусству вовремя был замечен и оценен по достоинству командирами, и ему доверяют оформление лозунгов и плакатов об армии, солдатский плац, стенды Ленинских комнат и, конечно же, сварочные работы при установке малых и высоких монументальных стел, прославлявших силу и мощь Советской Армии.

— Талант брата вполне объясним. Если обратиться к нашим родовым корням, то со стороны матери Зинаиды Евгеньевны, конечно же, имелись мастера-умельцы в различных областях, — поясняет Петр Васильев. — А наш отец Геннадий Иванович всю жизнь проработал киномехаником в сельском клубе. Он показывал художественные и документальные фильмы и в соседних деревнях Александровка и Петровка. Кино в то время было, действительно, главнейшим и самым передовым из искусств и служило народу. Мы с братом помогали отцу крутить кино: перематывали бобины с кинолентами, могли самостоятельно запускать киноаппарат и сами умели показывать людям кино.

После армии Виктор устроился работать сварщиком на завод «Автонормаль» г. Белебей. Здесь он вскоре стал ударником коммунистического труда, лучшим по профессии, занимая призовые места на различных конкурсах профессионального мастерства сварщиков города и даже республики. Об этом сейчас безмолвно свидетельствуют множество полученных им тогда чемпионских лент и вымпелов, дипломов и почетных грамот. Но после двадцати лет городская жизнь ему разонравилась, стало пошаливать и здоровье. Последние пять лет своей жизни он уже работал в родном СХПК «Родина».

Мы в разговоре подходим к небольшому обзору картин и творческого пути самодеятельного художника и узнаем о том, как рождались его живописные полотна, где  брались сюжеты, из чего изготавливались в домашних условиях очень дефицитные в те далекие годы кисти.

— Большую часть своего свободного времени Виктор посвящал изобразительному искусству, — продолжает старший брат. — Он очень любил природу, обожал рыбалку. Уезжал на мотоцикле «Восход-2» с ночевкой на озера, на р. Дема. Привозил всегда хороший улов и многочисленные карандашные наброски будущих картин. И сразу же брался за кисти. Любо дорого было смотреть, как рождаются его произведения. За свою короткую, но яркую  жизнь он написал большое количество картин — всего 286! Из них большинство полотен были розданы собственноручно художником друзьям, родным и близким. Только 48 картин были подарены односельчанам, и они по сей день находятся на стенах многих домов. Виктор был очень аккуратным в любом деле и особенно в живописи. Об этом свидетельствуют его картины: все они имеют логическую завершенность, каждая деталь рисунка тщательно проработана. Кистей в продаже не было. Он их изготавливал сам из шерсти животных. Еще при жизни хотел издать иллюстрированный каталог своих работ, поэтому тщательно вел учет каждой картине: что на ней изображено, ее размеры, год написания, кому и когда была подарена. Теперь эта общая тетрадь лишь напоминает о красивом почерке брата и о его большом кропотливом труде. Огромную благодарность хочется выразить организаторам его персональной выставки в дворце культуры за добрую память о хорошем человеке — нашем брате,  творившем свои картины и через них воспевавшем малую родину, красоту родной природы нашего края.

В правдивость крылатой  фразы: жизнь коротка, а искусство вечно начинаешь верить, познакомившись с творениями В.Г.Васильева. Любого зрителя сразу же подкупает торжество красоты его картин. В основном это пейзажи. Благодаря таланту и большой практике этот самодеятельный художник сумел постичь азы классицизма русской школы живописи, передачу сложной игры света на полотнах и даже создать узнаваемую своеобразную манеру письма кистями и  красками. Очень жаль, конечно, что Виктор Васильев не написал своего автопортрета. Человеческие образы у него получались глубоко одухотворенными и светлыми. Так очень удачными находками стали его картины «Мужичок с ноготок» по произведению великого русского поэта Некрасова, «Три матрешки» – Кистенли-Богдановские угловатые и стеснительные маленькие девочки. Уже, будучи больным, Виктор Геннадиевич создает свой последний своеобразный шедевр в красках– «Нарспи и Сетнер» по бессмертной поэме «Нарспи» великого классика чувашской культуры К.В.Иванова. На все его картины хочется смотреть подолгу, не отрываясь, и долго любоваться вечной красотой поэзии красок, которую нам оставил этот Кистенли – Богдановский самородок.

Благодарим семью Федосеевых Сергея и Татьяну за содействие в организации выставки картин Васильева В.Г.

Владимир СМОЛОВ.

Дата публикации: 10.04.2018.